Пикториализм: как фотографировали 100 лет назад

Без рубрики

…и почему это модно до сих пор?

***

Когда было изобретено фотографирование, для многих это стало шокирующим открытием: ведь теперь буквально за полчаса фотограф мог запечатлеть то, на что художник потратил бы гораздо больше времени.

И разумеется, многие сочли, что фотография — хоть и прогрессивное явление, но искусством называться совершенно недостойно, уж подозрительно легко там все получается. Да и делает всё не человек, а аппарат.

Генри Пич Робинсон. Увядание. 1858. Комбинированная печать. Королевское фотографическое общество.
Генри Пич Робинсон. Увядание. 1858. Комбинированная печать. Королевское фотографическое общество.

Именно поэтому возникло направление пикториализм (не имеет ничего общего с реализмом, просто pictorial с английского — «живописный»), которое должно было доказать широкой общественности, что фотография ничуть не проще живописи. И не менее эффектна!

***

Вот одни из лучших образцов пикториализма того времени:

Адольф де Мейер. Рита де Акоста Людиг. 1917. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Адольф де Мейер. Рита де Акоста Людиг. 1917. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Алвин Лэнгдон Кобурн. Паутина. Опубликовано в журнале Camera Work, No 21, 1908.
Алвин Лэнгдон Кобурн. Паутина. Опубликовано в журнале Camera Work, No 21, 1908.
Кларенс Хадсон Уайт. Капли дождя, 1903. Опубликовано в журнале Camera Work, 1908
Кларенс Хадсон Уайт. Капли дождя, 1903. Опубликовано в журнале Camera Work, 1908

Несмотря на то, что фотография быстро стала коммерческим искусством (даже Льюис Кэрролл, один из передовых фотохудожников своей эпохи, планировал сделать это своей профессией!), художественный уровень фотографии был действительно высок.

Джулия Маргарет Камерон. В манере Перуджино. 1865.
Джулия Маргарет Камерон. В манере Перуджино. 1865.

Так, Джулия Маргарет Кэмерон создавала снимки в манере художников Возрождения, которые производят впечатление и сегодня.

***

С технической точки зрения, без оглядки на вдохновение и талант, пикториализм — это примерно вот что:

Для достижения пикториального эффекта фотографы использовали особые техники съёмки и печати: (мягкорисующие объективы, фильтры, обработка позитива бихроматами, солями серебра и др.). Считается, что можно говорить о существовании двух основных направлений пикториализма — оптического (связанного с применением мягкорисующих объективов, таких как монокль, перископ и др.) и технического (использующего специфические методы фотопечати).

Ну а более чем 100 лет спустя любой желающий может сделать снимок в любой момент, был бы телефон под рукой. Почему же пикториализм существует до сих пор? Возможно, именно из-за идейной его составляющей!

Ведь приверженцы пикториализма полагали, что фотографы должны обращаться к природе, к действительности и стремиться обнаружить её художественное начало, а не просто щелкать затвором направо-налево.

Обратимся теперь к лучшим образцам современного пикториализма!

***

Итак, пикториализм 100 лет спустя.

автор - Георгий Мстиславович Колосов
автор — Георгий Мстиславович Колосов
автор - Георгий Мстиславович Колосов
автор — Георгий Мстиславович Колосов

***

автор - Андрей Сергеевич Чежин
автор — Андрей Сергеевич Чежин

***

автор - Сара Мун
автор — Сара Мун

Сара Мун является одним из самых известных пикториалистов современности. И да, это — действительно фотографии:

***

А вы любите фотографировать? С удовольствием сделаем материал по современной фотографии, проиллюстрировав его вашими работами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *